Если
из предложения «В лесу звонко поют птицы» убрать грамматическую основу,
то смысла не будет, да и предложения не будет. Останется «В лесу звонко». А если в предложении
оставить только грамматическую основу «Поют птицы», то смысл предложения
сохранится.
ГРАММАТИЧЕСКАЯ
ОСНОВА – ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ!
С
чего лучше начинать, чтобы правильно найти главные члены предложения.
Во
всех учебниках и справочниках предлагается находить подлежащее, задавая вопрос
«с потолка». Кто? О ком говорится в предложении? И далее, как учили родителей в
школе.
Я
предлагаю делать по-другому (методика Т.А.Аристовой).
Берём
предложение АЛЁША ПРИНЁС ЩЕНКА ДОМОЙ.
Если
задать вопрос «О ком говорится в предложении?», то можно допустить ошибку,
ответив, что говорится о щенке.
Как
объясняла детям я:
1. Какое
действие происходит в предложении? (ПРИНЁС). Это сказуемое. Подчёркиваем двумя
линиями.
2. Кто
выполняет это действие? (АЛЁША). Это подлежащее. Подчёркиваем одной линией.
3. Называем
грамматическую основу – АЛЁША ПРИНЁС.
Мы
рассматривали предложение «Когда я был маленький, ….», где ребята ответили, что в предложении действие
БЫЛ (я уточнила, что не просто БЫЛ, а БЫЛ МАЛЕНЬКИЙ), а выполняет действие Я
(человек, от имени которого ведётся рассказ). Грамматическая основа – Я БЫЛ
МАЛЕНЬКИЙ. Такие случаи будут встречаться, но нечасто.
В
нашем учебнике предлагается общепринятый алгоритм нахождения грамматической
основы, поэтому я заранее показала ребятам другой способ. Мы будем работать
дальше, тренироваться, отрабатывать, но, оказывая помощь детям, уважаемые
родители, не переучивайте их! К старшим классам у некоторых ребят будет обычный
способ нахождения грамматической основы. Но «новый» способ не хуже. Если есть
вопросы, обращайтесь, я объясню и взрослым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий